Интернет-зависимость у подростков: проблема и скорая помощь родителей
Дети - Вопросы воспитания, развития, общения |
Интернет-зависимость
уже успела получить весьма жуткое обозначение как «чума XXI века», Интернет-зависимость у подростков – чума не только
текущего времени, но и нашего ближайшего будущего. Говорят, что бить тревогу в
подростковом возрасте уже поздновато, начинать пристальное внимание в отношении
общения наших сыновей и дочерей с компьютером следовало с самых ранних лет. Но
ведь еще не поздно? Как увидеть проблему и как с ней бороться?
Какое-то
легкое головокружение и непонятная тупая боль… Потянуться к заветной кнопочке и
вдруг: «Нет!». Реакция на запрет проходит в состоянии разделения тела и
сознания: необъяснимая волна захлестнула и вырвалась мощным агрессивным криком,
остановить который смогла адекватная защитная реакция организма полным
отключением с желанием спокойствия и отдыха…
Интернет-зависимость у подростков: вы готовы к признанию ЕЕ существования?
Возникновение зависимости ожидается
с появлением любого новшества независимо от сферы его влияния или места в жизни
человека вообще. Понятие Интернет-зависимости, соответственно, бессловно
родилось в одночасье вместе с Интернетом. С развитием постоянного доступа к
сети, с признанием Нета как части субкультуры, а не экзотики, в какой-то
степени зависимым стало все человечество. Спираль закручивается, и попадание в
сети происходит и адекватным, и зависимым характером в области неустойчивости
психики. Понятно, что при исследовании зависимостей, первая незащищенная
категория – дети, подростки. Для родителей – это головная боль, для подростков
– азарт, новые ощущения и «я подумаю об этом завтра».
Проблемой навязчивой необходимости
Интернета у подростков заинтересовались еще в первых психологических публикациях
1996-97 гг., но однозначного и признанного мнения так и нет, поэтому вопрос
сохраняет форму дискуссии. Исследованиями и экспериментами были обозначены
некоторые критерии интернет-зависимых людей:
- бесконтрольное нахождение в Сети
и пользование ресурсами;
- уход от стресса из реального мира
в виртуал;
- проблемы в образовании;
- трудности общения со
сверстниками;
- финансовые затруднения;
- игровые пристрастия.
Факторы пронзительно звучащей сирены зависимости
Для многих родителей заветные слова
психологов о том, что общению с ребенком нужно уделять минимум 15 минут,
являются руководством к действию и понимаются именно, как общение, а не мимо
проходящие, брошенные на бегу фразы. В таком случае легко заметить предпосылки
к развитию пристрастия и зависимости подрастающего чада от Интернета.
Проследить и обозначить некоторые
особенности поведения детей, склонных к Интернет-зависимости, совсем не трудно:
- ребенок не может контролировать
время нахождения в сети даже при условии родительского ограничения;
- намеренная ложь относительно
важности момента и сознательное оттягивание времени прекращения работы в Нете;
- явное безразличие к социуму и
собственному месту в нем, характеризующееся, например, во внешнем виде, в
поведении, в общении;
- усиливающаяся раздражительность
на грани агрессии при необходимости возврата в реальность, выполнения
обязательств, просьб.
Кроме того, к моментам зависимости
от Интернета относятся онлайновые игры, вовлекающие подставной реальностью. Достаточно
родителям обратить внимание на смешанные чувства вины и радости подростка,
вовлеченного в игровой процесс, на апатию по окончании игры и безразличие к
позитиву в окружающей жизни вообще и в домашней обстановке в частности, чтобы
задуматься и забить тревогу.
Скорая родительская помощь Интернет-зависимому подростку
Можно пройти с подростком диагностику
у психолога, но прежде всего родители сами могут определиться и помочь ребенку
не сводить весь мир в узко-безграничные рамки великой Сети. Способов не кардинально оторвать
родное дитя от Нета, а научить правильному и умеренному использованию его в
повседневной жизни множество.
Начать следует с обычного активного
семейного отдыха – альтернативы развитию гипотонии за компьютером. Помочь
отвлечься в семейном кругу, за городом, на отдыхе – реально и действенно. Не
берите ноутбуки в поездки, отключите сообщения на телефон о приходящих письмах
на электронную почту. При этом не следует требовать исполнения выше обозначенного
от ребенка до того, как вы сами это сделаете. Собственный пример прекрасно
работает на наших детях в их подростковом возрасте. Именно поэтому, если ваш
главный способ отвлечения от трудовых и рабочих обязанностей дня – это Интернет,
то глупо ждать чего-то обратного от сына или дочери. Вы сами должны быть
по-настоящему увлечены офлайновыми реалиями жизни.
На отдых возьмите с собой
развивающие игры, кроссворды, карты, в конце концов. Подтолкните детей к
общению со сверстниками, которые заняты интересными делами в реальной жизни, отведите
ребенка в секцию, кружок. Да, ваш сын уже вырос из той поры, когда его было
легко заинтересовать домашними поделками, а девочку вязанием, но что насчет
археологических групп или занятий скалолазанием в специально оборудованных
залах, а может быть конный спорт? Дабы действительно увлечь ребенка
возможностью нового проведения досуга, начните с эксперимента – вводные занятия,
сертификат на спортивный день. При увлеченности Жизнью наши дети сумеют
перенести Интернет в статус вспомогательного средства, источника информации, а
не первичной виртуальной реальности.
Белюсенко Ольга
Интересная статья? Поделись с друзьями!
Комментарии