Дети - Вопросы воспитания, развития, общения
altНянечка.... сложная профессия... Сложная во всех ее проявлениях. Это та работа, от которой не убежишь, которую не отложишь, которой не скажешь «подожди»... Это психологически сложная духовная нить между тобой и доверенным тебе ребенком.
Если ребенок в семье только один, то, как мне кажется, есть такая своеобразная опасность для нянечки как сильная привязанность его к родителям. Эту привязанность очень сложно перевести из катастрофического действия в мирное. Ребенок почти наверняка редко бывал в разлуке с родными и привык к тому, что все его основные чувства и эмоции связаны именно с ними, а тебе как можно ближе нужно расположить его к себе...
Это сложно, потому что доверие у ребенка очень своеобразное – «тонкое» и «наивное», и он боится того, что ты можешь оказаться совсем не такой милой и доброй как его мама, да и вообще не понимает, зачем ему нужна ты.... Тут в ход должно вступить твое собственное материнское начало. Ты должна прочувствовать до последней капли этого малыша, который так боится быть с чужими и быть с тобой самим собой. Понаблюдай за ним. Он боится пропустить мамину улыбку, мамино настроение, мамины жесты из своего поля зрения? Постоянно помнит о матери, тянется к ней? Так вот тут ты не должна ни в коем случае быть копией мамы. Не стремись быть похожей на нее, не стремись ее заменить, ты - другая. Ты для малыша не вместо мамы, а ей и ему в помощь. Вначале нужно заинтересовать ребенка, потом расположить к себе, став другом, войти в доверие... Потом уже можно немного расслабиться и показать, чего и как ты хочешь, что любишь и что можешь...
Если ребенка два и более, то там проще с привязанностью к родителям. Родственная сестринская, братская связь берет верх... Но там большая сложность в твоей привязанности к этим детям – ни в коем случае нельзя разделять их на любимчиков и несносных непосед... Хотя в силу моего характера мне это не удалось…
Мне на данный момент 22 года и из них два года я нянечка двух очаровательных принцесс.
С маленькими детьми я всегда с удовольствием общалась, играла с ними, легко находила общий язык, они тянулись ко мне, а я к ним. То есть некоторый опыт, как я считала на тот момент, когда устроилась нянечкой, у меня был. Но, как потом оказалось, опыт был весьма и весьма поверхностный. Ведь совсем разные вещи гулять, играть, да и кормить ребенка с самого рождения, когда ты в почете и у родителей, и у самого малыша, и совсем другое, когда ты остаешься один на один в новой для тебя обстановке с абсолютно незнакомыми тебе детьми, у которых нужно завоевывать доверие и уважение... С Василинкой все оказалось намного проще потому, что она очень нежная, чувствительная, чувственная (мы в этом похожи) и очень интересующаяся всем. К ее 4 годам багажу ее знаний можно было и позавидовать, речь была поставлена как не у всякого взрослого, мысли выражала она очень четко и ясно. То есть с этим ребенком можно было и договориться, и объяснить, и донести всю нужную информацию без каких бы то ни было проблем, с ней конфликтов почти и не было.
Мои девочки, у которых я работаю, оказались на момент нашего знакомства, довольно-таки сложных возрастов: Василисе было 4, а Ульяше 2 года. Чтобы хоть как-то расположить их к себе, пришлось знакомиться не только с ними самими, но и со всем арсеналом кукол, книжек и всех игрушек. Потом я выясняла в подробностях, какие интересы у девочек, предварительно просмотрев фотографии, рисунки и различные поделки на стенах, развешанные на стенах их дома... Мне без труда удалось увлечь обеих расспросами, разговорами и рассказами, но вот завоевать доверие у совершенно разных по характеру детей было очень сложно. Старшая девочка была более расположена к новым людям в силу своего возраста и в силу характера, но с младшей все было по-другому – абсолютно обособленный чрезмерно активный зверек, к которому подход я искала крайне долго.
С Ульяной у нас долго не могли сложиться хоть какие-нибудь отношения.
Она была сама по себе, со своими жизненными правилами и со своим мировоззрением. Хотя ей было всего-то 2 года, но характер оказался волевым, она была крайне вспыльчива. Полная противоположность Ваське. На тот момент, когда я стала их няней, Ульянка очень плохо выговаривала слова, но речь ее была вполне осмысленной и осознанной, только вот при этом с ней невозможно было о чем-либо договориться с первого раза. Она не хотела слышать никаких просьб и не признавала никаких правил... Я готова была на стенку лезть, чтобы хоть как-то войти в расположение к этой маленькой вредине... И, вы знаете, спустя целую череду скандалов и истерик (по большей части моих, так как я тоже оказалась крайне вспыльчивой), я поняла, что этому ребенку все же нужны не натиск и осада, а нужно то же что и всем другим – больше внимания, больше улыбок, больше тепла, больше разрешений и больше свободы (разумеется, все в разумных границах и под ненавязчивым присмотром).... Мы нашли общий язык тогда, когда я стала с ней во всем советоваться: что одевать, что есть, когда гулять....во всем я спрашивала ее мнения и интересовалась ее желаниями: дневной сон, обеда, различные игры – мы все обсуждали и аргументировали, мы начали взаимодействовать.
Когда ребенок активный его нужно чем-либо увлечь. Чтобы он не скакал, не визжал, не раскидывал игрушки, не рвал книги, нужно вместе с ним попробовать почитать эти же книги, обсудить картинки... Или самой при участии ребенка придумать рассказ и к нему нарисовать иллюстрации, нужно немного внести оригинальности в обыденность, не просто игры с куклами, а разнообразие. Ребенку нужно разностороннее развитие и новые впечатления, эмоции. Вспомните свое собственное детство, научите малыша мастерить поделки, вместе сделайте новогодний фонарик из бумаги, множество идей для занятий ручным трудом можно обнаружить, например, на сайте для малышей и их родителей "Сделай сам!". Мы рисовали витражи, лепили из глины, после чего разукрашивали своими руками созданные нами работы. Детям все это очень нравится, нужно только быть всегда начеку – внимательно следить, чтобы у ребенка не пропало желание и интерес к творческому процессу. Нужно когда-то помочь, когда-то только подсказать. И всегда показывать, что в труде все возможно и выполнимо - нужно только постараться и не спешить.alt
Об активных играх тоже не стоит забывать. Дети полны энергии, которая должна находить свой выход. Предложите поиграть в театр, где можно и покувыркаться и нарядиться в какой-либо костюм, и попеть, в общем – проявить себя как настоящих актеров, продемонстрировав свои таланты и способности ярко и незабываемо. Дети ведь это любят до жути – обращать на себя внимание, а тут для этого много возможностей. Во дворе нужно дать волю их фантазии, дать волю их свободе опять таки в разумных пределах. Чтобы они не думали, что их ограничивают или сковывают, то им не доверяют, что их считают маленькими и чтобы при этом все так же оставаться на чеку, тем более что вы уже не в доме.
Что касается сна... Тут тоже есть свои «прелести». Главное для ребенка перед сном полностью посвятить ваше время только ему. Уделите больше внимание тому ребенку, которому оно больше требуется. В моем случае наша подготовка проходила совместно. Мы умывались, переодевались, расстилали пастель, потом я читала книгу, которую они выбирали, если выбор сестер не совпадал, то читала и из одной, и из другой книги, либо оставляли какую-либо на следующий вечер. А если все книги, которые были в нашем распоряжении, вдруг надоедали и становились вдруг неинтересными (а такое, поверьте, тоже бывает и часто), то мне самой приходилось выдумывать добрые сказки с хорошим концом. Старшенькая отворачивалась и засыпала, а вот с младшей приходилось бороться дальше. У детей с повышенной активностью часто бывают проблемы со сном, поэтому вам придется вооружиться терпением (которое за долгий день уже подошло к концу) и подарить ребенку свое тепло, объятия и нежность. Можно продолжить рассказ, а можно просто поговорить о том, что интересно малышу. Мы с Ульяшей обсуждали предстоящий день, наши занятия на завтра и конечно выбор нарядов, чтобы произвести впечатление на маму.
Ребенок уснул, такое счастье, сама валишься с ног и засыпаешь, еще не коснувшись головой подушки. Только и ночью ты остаешься все той же няней. У маленьких детей, которые приучаются к горшку, есть проблема – их обязательно нужно будить ночью, дабы они не проснулись мокрыми, что расстроит и вас, и их. Сложно поднимать сонного малыша в середине ночи, еще сложнее потом укладывать его обратно, но, тем не менее, на этот маленький подвиг вы вдохновитесь хотя бы нежеланием незапланированной стирки.
Вот и все из основных премудростей общения с маленькими детьми, которые я узнала, проведя огромное количество времени с моими девочками, времени, которое хоть и не обходилось без некоторых огорчений и ошибок, стало очень значимым, ярким и дорогим для меня, а две маленькие принцессы стали необыкновенно близкими и любимыми.
Живите, любите, радуйтесь, будьте готовы узнавать новое и учиться, и это непременно поможет вам в любых начинаниях!

Еленка Жебелева

Пройти бесплатный тест "Ваши воспитательные способности"

Пройти бесплатный тест: "Будете ли вы хорошими родителями. Готовы ли вы стать мамой"

Устные игры. Устные игры со словами

 

 
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 
Интересная статья? Поделись с друзьями!


Комментарии 

 
+4 #1 DamaChervy 2009-08-10 01:12 хорошая очень статья, наверняка вашим девочкам повезло с вами Цитировать
 
 
0 #2 sofja.krasnaya 2014-08-13 15:38 Мне было очень интересно прочитать, ведь не каждая няня, будет отзываться о своих девочках так как это сделали вы! Очень полезно для тех кто хочет работать по этой профессии и не мало важная информация! Ведь к каждому ребенку нужен свой собственный подход иначе быть не может и ни к чему хорошему не приведет! Цитировать