Залог успеха у детей. Как я работала няней
Дети - Вопросы воспитания, развития, общения |
Нянечка.... сложная профессия... Сложная во всех ее проявлениях. Это та работа, от которой не убежишь, которую не отложишь, которой не скажешь «подожди»... Это психологически сложная духовная нить между тобой и доверенным тебе ребенком.
Если ребенок в семье только один, то, как мне кажется, есть такая своеобразная опасность для нянечки как сильная привязанность его к родителям. Эту привязанность очень сложно перевести из катастрофического действия в мирное. Ребенок почти наверняка редко бывал в разлуке с родными и привык к тому, что все его основные чувства и эмоции связаны именно с ними, а тебе как можно ближе нужно расположить его к себе...
Если ребенок в семье только один, то, как мне кажется, есть такая своеобразная опасность для нянечки как сильная привязанность его к родителям. Эту привязанность очень сложно перевести из катастрофического действия в мирное. Ребенок почти наверняка редко бывал в разлуке с родными и привык к тому, что все его основные чувства и эмоции связаны именно с ними, а тебе как можно ближе нужно расположить его к себе...
Это сложно, потому что доверие у ребенка очень своеобразное – «тонкое» и «наивное», и он боится того, что ты можешь оказаться совсем не такой милой и доброй как его мама, да и вообще не понимает, зачем ему нужна ты.... Тут в ход должно вступить твое собственное материнское начало. Ты должна прочувствовать до последней капли этого малыша, который так боится быть с чужими и быть с тобой самим собой. Понаблюдай за ним. Он боится пропустить мамину улыбку, мамино настроение, мамины жесты из своего поля зрения? Постоянно помнит о матери, тянется к ней? Так вот тут ты не должна ни в коем случае быть копией мамы. Не стремись быть похожей на нее, не стремись ее заменить, ты - другая. Ты для малыша не вместо мамы, а ей и ему в помощь. Вначале нужно заинтересовать ребенка, потом расположить к себе, став другом, войти в доверие... Потом уже можно немного расслабиться и показать, чего и как ты хочешь, что любишь и что можешь...
Если ребенка два и более, то там проще с привязанностью к родителям. Родственная сестринская, братская связь берет верх... Но там большая сложность в твоей привязанности к этим детям – ни в коем случае нельзя разделять их на любимчиков и несносных непосед... Хотя в силу моего характера мне это не удалось…
Мне на данный момент 22 года и из них два года я нянечка двух очаровательных принцесс.
С маленькими детьми я всегда с удовольствием общалась, играла с ними, легко находила общий язык, они тянулись ко мне, а я к ним. То есть некоторый опыт, как я считала на тот момент, когда устроилась нянечкой, у меня был. Но, как потом оказалось, опыт был весьма и весьма поверхностный. Ведь совсем разные вещи гулять, играть, да и кормить ребенка с самого рождения, когда ты в почете и у родителей, и у самого малыша, и совсем другое, когда ты остаешься один на один в новой для тебя обстановке с абсолютно незнакомыми тебе детьми, у которых нужно завоевывать доверие и уважение... С Василинкой все оказалось намного проще потому, что она очень нежная, чувствительная, чувственная (мы в этом похожи) и очень интересующаяся всем. К ее 4 годам багажу ее знаний можно было и позавидовать, речь была поставлена как не у всякого взрослого, мысли выражала она очень четко и ясно. То есть с этим ребенком можно было и договориться, и объяснить, и донести всю нужную информацию без каких бы то ни было проблем, с ней конфликтов почти и не было.
Мои девочки, у которых я работаю, оказались на момент нашего знакомства, довольно-таки сложных возрастов: Василисе было 4, а Ульяше 2 года. Чтобы хоть как-то расположить их к себе, пришлось знакомиться не только с ними самими, но и со всем арсеналом кукол, книжек и всех игрушек. Потом я выясняла в подробностях, какие интересы у девочек, предварительно просмотрев фотографии, рисунки и различные поделки на стенах, развешанные на стенах их дома... Мне без труда удалось увлечь обеих расспросами, разговорами и рассказами, но вот завоевать доверие у совершенно разных по характеру детей было очень сложно. Старшая девочка была более расположена к новым людям в силу своего возраста и в силу характера, но с младшей все было по-другому – абсолютно обособленный чрезмерно активный зверек, к которому подход я искала крайне долго.
С Ульяной у нас долго не могли сложиться хоть какие-нибудь отношения.
Она была сама по себе, со своими жизненными правилами и со своим мировоззрением. Хотя ей было всего-то 2 года, но характер оказался волевым, она была крайне вспыльчива. Полная противоположность Ваське. На тот момент, когда я стала их няней, Ульянка очень плохо выговаривала слова, но речь ее была вполне осмысленной и осознанной, только вот при этом с ней невозможно было о чем-либо договориться с первого раза. Она не хотела слышать никаких просьб и не признавала никаких правил... Я готова была на стенку лезть, чтобы хоть как-то войти в расположение к этой маленькой вредине... И, вы знаете, спустя целую череду скандалов и истерик (по большей части моих, так как я тоже оказалась крайне вспыльчивой), я поняла, что этому ребенку все же нужны не натиск и осада, а нужно то же что и всем другим – больше внимания, больше улыбок, больше тепла, больше разрешений и больше свободы (разумеется, все в разумных границах и под ненавязчивым присмотром).... Мы нашли общий язык тогда, когда я стала с ней во всем советоваться: что одевать, что есть, когда гулять....во всем я спрашивала ее мнения и интересовалась ее желаниями: дневной сон, обеда, различные игры – мы все обсуждали и аргументировали, мы начали взаимодействовать.
Когда ребенок активный его нужно чем-либо увлечь. Чтобы он не скакал, не визжал, не раскидывал игрушки, не рвал книги, нужно вместе с ним попробовать почитать эти же книги, обсудить картинки... Или самой при участии ребенка придумать рассказ и к нему нарисовать иллюстрации, нужно немного внести оригинальности в обыденность, не просто игры с куклами, а разнообразие. Ребенку нужно разностороннее развитие и новые впечатления, эмоции. Вспомните свое собственное детство, научите малыша мастерить поделки, вместе сделайте новогодний фонарик из бумаги, множество идей для занятий ручным трудом можно обнаружить, например, на сайте для малышей и их родителей "Сделай сам!". Мы рисовали витражи, лепили из глины, после чего разукрашивали своими руками созданные нами работы. Детям все это очень нравится, нужно только быть всегда начеку – внимательно следить, чтобы у ребенка не пропало желание и интерес к творческому процессу. Нужно когда-то помочь, когда-то только подсказать. И всегда показывать, что в труде все возможно и выполнимо - нужно только постараться и не спешить.
Об активных играх тоже не стоит забывать. Дети полны энергии, которая должна находить свой выход. Предложите поиграть в театр, где можно и покувыркаться и нарядиться в какой-либо костюм, и попеть, в общем – проявить себя как настоящих актеров, продемонстрировав свои таланты и способности ярко и незабываемо. Дети ведь это любят до жути – обращать на себя внимание, а тут для этого много возможностей. Во дворе нужно дать волю их фантазии, дать волю их свободе опять таки в разумных пределах. Чтобы они не думали, что их ограничивают или сковывают, то им не доверяют, что их считают маленькими и чтобы при этом все так же оставаться на чеку, тем более что вы уже не в доме.
Что касается сна... Тут тоже есть свои «прелести». Главное для ребенка перед сном полностью посвятить ваше время только ему. Уделите больше внимание тому ребенку, которому оно больше требуется. В моем случае наша подготовка проходила совместно. Мы умывались, переодевались, расстилали пастель, потом я читала книгу, которую они выбирали, если выбор сестер не совпадал, то читала и из одной, и из другой книги, либо оставляли какую-либо на следующий вечер. А если все книги, которые были в нашем распоряжении, вдруг надоедали и становились вдруг неинтересными (а такое, поверьте, тоже бывает и часто), то мне самой приходилось выдумывать добрые сказки с хорошим концом. Старшенькая отворачивалась и засыпала, а вот с младшей приходилось бороться дальше. У детей с повышенной активностью часто бывают проблемы со сном, поэтому вам придется вооружиться терпением (которое за долгий день уже подошло к концу) и подарить ребенку свое тепло, объятия и нежность. Можно продолжить рассказ, а можно просто поговорить о том, что интересно малышу. Мы с Ульяшей обсуждали предстоящий день, наши занятия на завтра и конечно выбор нарядов, чтобы произвести впечатление на маму.
Ребенок уснул, такое счастье, сама валишься с ног и засыпаешь, еще не коснувшись головой подушки. Только и ночью ты остаешься все той же няней. У маленьких детей, которые приучаются к горшку, есть проблема – их обязательно нужно будить ночью, дабы они не проснулись мокрыми, что расстроит и вас, и их. Сложно поднимать сонного малыша в середине ночи, еще сложнее потом укладывать его обратно, но, тем не менее, на этот маленький подвиг вы вдохновитесь хотя бы нежеланием незапланированной стирки.
Вот и все из основных премудростей общения с маленькими детьми, которые я узнала, проведя огромное количество времени с моими девочками, времени, которое хоть и не обходилось без некоторых огорчений и ошибок, стало очень значимым, ярким и дорогим для меня, а две маленькие принцессы стали необыкновенно близкими и любимыми.
Живите, любите, радуйтесь, будьте готовы узнавать новое и учиться, и это непременно поможет вам в любых начинаниях!
Еленка Жебелева
Пройти бесплатный тест "Ваши воспитательные способности"
Пройти бесплатный тест: "Будете ли вы хорошими родителями. Готовы ли вы стать мамой"
Устные игры. Устные игры со словами
Интересная статья? Поделись с друзьями!
Комментарии